Мастер-класс по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в форме игры

Мастер-класс по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в форме игры

 

  Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности в форме игры.

  Задачи:

- повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через игровую деятельность;

- представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

 - сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для  развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер – класса

1 часть мастер – класса

    Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!    Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Игры-эксперименты для дошкольников».

    XXI век требует от человечества универсальности  знаний о самых разных реалиях окружающей действительности. В ФГТ четко озвучен призыв к педагогу воспитателю не дать ребенку набор конкретных знаний, а научить добывать знания.     Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. 

     А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

     Известно, что ознакомление  с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

     Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».  Это отражает всю сущность окружающего мира.   

    Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Дети порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они легко выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

    Считаем, что  взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер,  соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

    Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации можно давать от имени маленьких сказочных  героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка.  Перечисленные персонажи малы, а младшему можно передать свой опыт и почувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого»

     Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.  Для начала предлагаем разделиться на команды.

   Мозговой штурм.

 Задание участникам групп:

 Как и  любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудить в группах и выделить этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

 - постановка проблемы (задачи);

 - поиск путей решения проблемы;

 - проведение опытов;

- фиксация наблюдений;

- проверка предположений, обсуждение результатов и формулировка выводов.

 

Ответы участников

 

Ведущий:

Решение задач опыта или эксперимента  может  осуществляется в двух вариантах:

 

1.     Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом,

приобретаются новые знания;

2.     Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

2 часть мастер – класса (практическая)

 

Опыт № 1: Разноцветный лед

Перед педагогами расставлены гуашевые краски, кисти и куски льда. В мисочке смешиваем краску с небольшим количеством воды и добавляем соль. Этой смесью покрываем лед и наблюдаем, как краска при помощи соли проникает вглубь льда, образуя своеобразные узоры. Далее по той же схеме можно взять другой цвет, получается интересное сочетание. 

    Вывод: Рисовать можно не только на бумаге, но лед скользкий и краска не держится на нем, соль помогает краске закрепиться и получается оригинальный и необычный продукт творчества и исследования одновременно.

Опыт №2: Морская звезда из зубочисток

Согнуть зубочистки пополам не переламывая их до конца. Накапать пипеткой-соломинкой на сгибы, оставить на время. Через несколько минут оценить результат.

Вывод: Соломинки изменили свою форму благодаря разбуханию целлюлозы, из которой состоит бумага, которая добывается из древесины.

Опыт № 3: Может ли вода двигаться вверх самостоятельно? (обсудить)

Участникам предлагается взять полоски бумаги и опустить их в стаканчики с водой, по цветным маркерам мы видим, что вода идет вверх, попутно тащит за собой краску и сигнализирует о продвижении воды наверх. Разные краски поднимаются с разной  скоростью, распадаясь на основные цвета.  

   Вывод: Самостоятельно в спокойном состоянии без каких-либо приспособлений вода течь не может, но в данном случае помощником воды выступает твердое тело, которое помогает воде течь вверх.

Опыт № 4: Рисование на молоке

В тарелках налито молоко. Перед участниками стоят стаканчики с красителями. При помощи соломинки-пипетки капаем в тарелочку несколько понравившихся цветов. Затем берем в руки ватную палочку и обмакиваем в жидкость для мытья посуды, притрагиваясь  палочкой  хаотично в разных местах мы видим, что краска образует причудливые картины постоянно двигаясь в молоке.

  Вывод: Краска не растекается т.к. молочный жир этому препятствует, но жидкость для мытья посуды разрушает жировую пленку и у краски появляется возможность раствориться в жидкости.

 Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Задание участникам мастер – класса: Обсудите в группах, развитию каких навыков, качеств у дошкольников  способствует поисково-исследовательская деятельность.

Ответы участников.

   В результате организации детского экспериментирования у детей:

 - развивается познавательная активность,

 - появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

  - расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о явлениях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

 - появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

 - развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

И еще в одной деревне жили два мудреца, которые постоянно соревновались между собой, и казалось силы их были равны, поэтому ни один, ни другой не могли взять верх. И вот один мудрец решил: я возьму в руки бабочку и спрошу у соперника:  « что у меня в руках» если он скажет: «ничего» я отпущу бабочку, и он будет осмеян, если же он догадается, я сожму ладони и раздавлю бабочку и скажу ему «В моих руках ничего нет…». Когда же это произошло, второй мудрец сказал: « Я не знаю, все в твоих руках», чем навсегда поставил точку в соревновании…

Так вот все в наших руках вырастут ли наши воспитанники любознательными и активными

 

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Ведущий: Уважаемые коллеги!  Просим Вас высказать свое мнение  по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

 

Дата последнего обновления страницы 22.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»