Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Что такое вулкан?"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Что такое вулкан?"

 

 

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

 Задачи:

        1.Формировать представление детей о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире. Познакомить детей с такой профессией — вулканолог, значением его труда. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

        2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

        3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

        Оборудование:  географическая карта, макет вулкана, сделанный из соленого теста, сода, уксус или лимонная кислота,  стакан,  средство для мытья посуды, чайная ложка,  пипетки, ноутбук.

 Предварительная работа:

1.       Чтение детских энциклопедий

2.       Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3.       Беседы о видах вулканов.

4.   Изготовление макета вулкана.

Ход занятия.

        Воспитатель: Здравствуйте, друзья! Знаете, я бы очень хотела  побывать на Камчатке, которая находится на территории нашей родины, на северо – востоке нашей страны! А знаете почему?  (ответы детей) . Это, безусловно, я бы тоже с удовольствием посмотрела.  А еще там  есть очень интересная особенность, на ней очень много… Я Вам не скажу «чего»,  но могу загадать загадку: 

Он спит, его Ты не буди,
Уж очень сильно разозлится,
Он сразу бурно закипит,
И дым начнет из него виться.
 (Вулкан)

         Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Вы хотите узнать, что же  такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?    

Тогда послушайте интересную легенду.

        «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди  все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни.

Воспитатель: верно, это огнедышащая гора. На что похожа гора?
Дети: На конус, на треугольник, на пирамиду.

Воспитатель: Согласна, ребята. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и  внутреннее строение вулкана. (показ слайда).

        На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть - это жерло вулкана, жерло похоже на трубу, уходящую глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это магма, вырвавшаяся наружу из недров земли. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава стекает  далеко от вулкана, она застывает. У некоторых вулканов  есть особенность: их лава продвигается медленно, часто люди успевают  убежать на безопасное растояние.  Сейчас я Вам рассказала про злой  вулкан, но бывают и добрые вулканы..  

Воспитатель: Ребята,  а вы знаете, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Вулканологи (показ слайда) (Если затрудняются, помочь)

Воспитатель: верно, ребята! вулканологами, а для чего они нужны?
Дети: Вулканологи изучают вулканы, как они устроены, почему они извергаются.
Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить  их  извержение. И  жители могут спастись. А как вы думайте это нужная профессия? 
Дети: Да, потому что они предупреждают людей об опасности.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какими профессиональными качествами должен обладать  вулканолог?

Дети: Вулканолог  должен быть умным и смелым, потому что без смелости он не сможет изучать вулканы.   
Воспитатель: согласна с вами, друзья!
 Еще они должны обладать такими качествами как: любознательность, наблюдательность и склонность  к исследованию окружающего мира.  Они также изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей является -  спасение людей, их оповещение и эвакуация.  

Воспитатель: А приносят ли пользу вулканы? Если да, то какую?

Дети: Да! Там плодородная почва; пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Воспитатель: Молодцы! А еще огнедышащие горы  дарят человеку  различные металлы и даже драгоценные камни. Вот так вулкан становится не только разрушителем, но и помощником!

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик — извержение вулкана (просмотр  фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога: извержение вулкана начинается с появления дыма, затем происходит взрыв).

Воспитатель: сейчас мы наблюдали за действующим вулканом, а какие еще
бывают вулканы?

Ответы детей:

- Вулканы бывают действующие - это  вулканы, которые извергают лаву.

          - Потухшие - не извергающие лаву.

          - Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.  

 Воспитатель: Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Воспитатель: Вопросы детям
:

- С чего начинается извержение вулкана?

- Что происходит дальше?

- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)

Воспитатель: Ну и, конечно же, ребята, нам с вами необходимо узнать, где же на нашей планете располагаются столь загадочные образования природы. А что нам в этом может помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Все верно, друзья.  В этом нам поможет географическая карта  (педагог вместе с детьми подходит к карте и показывает детям  расположение вулканов).

Воспитатель: Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно проделать опыт - извержение вулкана? Но для начала немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая.

Физкультминутка  «Вулкан»

 

 

Вулканы начали "играть"

Из жерла лаву извергать

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться,   сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

 

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и                          разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

 

Но вот он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

 

Последний раз огнём дыхнул -

Дышат как драконы «извергающие огонь»

 

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

 Воспитатель: А сейчас можно приступать к эксперименту. В нашей мини - лаборатории всё готово для этого. Но для начала вспомним  правила безопасности при проведении опытов или экспериментов. Эрик, перечисли, пожалуйста, их для нас!  (плакат с изображением правил по безопасности)

(Дети рассаживаются на безопасном расстоянии от стола)

Проведение эксперимента. На столе, на подносе стоит макет вулкана из соленого теста. Вначале воспитатель  объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует лимонную кислоту  и рассказывает, опираясь на картинку - схему, что этот эксперимент нельзя проводить без сопровождения взрослого. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

1 -  всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

2 -  налить полстакана воды.

3 - добавить в воду  кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

4 -  в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

5 — воспитатель  добавляет в окрашенную воду две столовые ложки лимонной кислоты, осторожно вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода) .

6 — наблюдаем извержение

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте подводить итоги! О чем сегодня мы узнали? Что такое вулкан? Какими бывают вулканы? Как можно безопасно полюбоваться на извержение вулкана? Ребята, как вы думаете, кто был самым активным на занятии? Молодцы,    вы все  были активными и  внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось  замечательно! В награду за вашу работу вам вручается медаль юного вулканолога! Поздравляю!

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.02.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»